Jump to content

Пары и комбинации FM20 edition


Scipione
 Share

Recommended Posts

По заявкам трудящихся, перевод гайда по парам и комбинациям. Сам гайд получился весьма базовым, поэтому кто читал оригинал многолетней давности, особой пользы от него наверное не будет.

Исходник - https://www.fmscout.com/a-tactical-guide-pairs-and-combinations-2020.html
А если быть точнее - https://community.sigames.com/topic/513829-pairs-combinations-the-ultimate-guide-released/
По второй ссылке доступна версия pdf, регистрация для скачивания не нужна.

Данный перевод является адаптацией – некоторые моменты, как например лирическое отступление, были пропущены. В других моментах мною наоборот были добавлены дополнительные пояснения и замечания. Некоторые куски были и вовсе переформулированы для простоты восприятия и написаны с нуля (уж слишком они получались громоздкими при полностью прямом переводе). В любом случае структура гайда повторяет оригинал, как и идеи, закладываемые автором. Скриншоты также делал свои. Гайд разбил на несколько частей, которые буду выкладывать по мере готовности.

 

БАЛАНС

Первым делом давайте определимся, о чём именно мы говорим, потому что это главное в том, что я делаю как менеджер. Под балансом я подразумеваю команду, способную максимизировать собственные сильные стороны и минимизировать собственную слабость. Это достигается охватом как можно большей части футбольного поля и выполнением всех ключевых функций, которые команда должна уметь использовать.

Баланс достигается правильным распределением ваших ролей и обязанностей (атака-поддержка-защита), созданием различных типов моментов (разнообразие подходов к воротам - если вы играете только через пас или только навесами - сопернику проще обороняться. Создавая разнообразие естественным путём, ваши шансы забить гол возрастают) и наличием последовательной стратегии в обороне (к примеру один из аспектов последовательной обороны - вы должны понимать, кто из ваших игроков остаётся сзади, а кто идёт вперёд. Почему, что это даёт их ближайшим партнёрам, как это лучше использовать и т.д.)

С точки зрения обязанностей это означает число обязанностей защиты-поддержки-атаки и то, как они распределены. Во многом это определит насколько агрессивна ваша команда в подключении вперёд (runs forward), обводках и обостряющих (рискованных) пасах.

Обязанности должны быть распределены и вертикально и горизонтально. Под горизонтальным распределением подразумевается разнообразии в линиях – например, не нужно делать всех четырёх игроков защиты в обязанности защиты, а если вы используете двух нападающих – скорее всего не стоит использовать их в атакующей обязанности.

Image_6.png.2bc2dc06ba621632141c66b5ef5dc600.png

Соответственно вертикальное распределение означает, что скорее всего не стоит использовать КЗ и КП на одном фланге в одной и той же роли. Короче говоря, всё сводится к правильно продуманному разнообразию, что создаёт вариативность поведения.

Image_5.png.2b55e1fc9d8a64f7552228387446cf2d.png

Если вы используете атакующие обязанности только для ролей, которые находятся высоко по полю (в зависимости от схемы, условно линия атакующих полузащитников и нападающих), то вы создаёте разрыв между вашими линия защиты, полузащиты и нападения. Если у вас все атакующие обязанности на одном фланге, то при выходе из обороны в атаку эти фланговые игроки оставят большое пространство, при этом лишая вас прорыва по другим участкам поля.

Image_4.png.70d56c4120b75f77f55eec72ced3e8bc.png

 

В чём различие обязанностей?

Автор гайда говорит о team shape (командная форма). Тут нужно сделать акцент на том, что SI убрали такое понятие как Team Shape и теперь в игре есть Team Fluidity (вариативность команды). Я лично спрашивал в коммюнити игры насчёт него и мне сказали, что вообще не замарачивайся на этот счёт - ставь те роли, которые считаешь нужным, не подстраиваясь под этот параметр (строгая-гибкая-подвижная).

Автор гайда: Чем больше обязанностей поддержки вы используете, тем ближе игроки держатся друг к другу (не нарушая формацию). Это может быть полезно, если вы пытаетесь обороняться компактно или «двигаться в стае» (move in a pack), что может быть полезно при командном прессинге или в игре с акцентом на владение мячом.

Ниже приблизительное представление о распределение ролей (исключая вратаря)

Image_8.png.317c558fa453179d0b01e2b243989ca8.png

При всём уважении к автору, я не очень понимаю практическую применяемость данной таблички. Да и пользоваться ею неудобно. 
Похоже, автор сам это понимает, поэтому добавляет - Помните, что этот гайд предназначен для того, чтобы помочь вам найти баланс. Системы, не вписывающиеся в эту концепцию, также могут работать. Также допускаются некоторые изменения по контексту ситуации (например, концовка игры).

Поэтому я сделаю небольшое отступление и постараюсь объяснить реальную разницу обязанностей своими словами. Это будет немного абстрактно и утрировано, но тем не менее.
Оборона - игрок держит позиции, не подключаясь вперёд (или подключаясь осторожнее, например ПФ(з) или КЗ(з), приоритет - прикрытие зоны. Используется для лишения оппонента свободных зон.
Поддержка - игрок подключается к атакам и предлагает себя под передачу, после чего развивает атаку через пас (предпочтительнее) или удар (если его позиция уместна/или он не видит возможности отдать передачу)
Атака - главное отличие от поддержки в том, что если поддержка предлагает себя под мяч, то атака предлагает себя под опасный момент. Т.е. движение атаки без мяча направлено на то, чтобы партнёр сделал ему обостряющую передачу. 

Надо понимать, что игрок нападения в поддержке всё равно будет игроком нападения и он по-прежнему понимает, что его задача - забивать голы. ЦАП в роли атаки понимает, что его задача быть связывающим звеном. Но, как говорится в анекдоте про Чапаева - "но, Петька, есть ньюанс". Обязанности распределяет приоритеты если угодно. Также надо помнить, что на поведение игроков напрямую влияет командный менталитет. Одна и та же обязанность в разных менталитетах будет иметь различие. Узнать менталитет игрока можно во вкладке "Инструкции игроку" - "настрой"

Image_9.png.80fba7bf37a1a931cf4f7effda20e4e1.png

 

Что ещё необходимо учитывать при распределении обязанностей?

Автор: Как говорилось ранее, не стоит перегружать атакующими обязанностями всех игроков в верхней части поля (атакующую группу игроков). В примере ниже мы пытаемся сбалансировать атакующую группу с помощью двух обязанностей атаки и двух обязанностей поддержки. Я склонен рассматривать этот квартет как серию пар. Разные обязанности на флангах помогают изменять угол атаки (по всей видимости имеется ввиду, что тип атак с левого и правого флангов будет различаться, более того - сама доставка мяча до КП(а) и КП(п) будет разная, т.к. они будут занимать ассиметричные позиции по высоте поля). Моя центральная пара также делит обязанности поддержки и атаки – и эти обязанности также легко переключить между собой, что изменит игровой стиль в одно мгновенье

Image_10.png.4a1c91449b79d149c279ce905d650058.png

 

Как уже говорилось ранее про вертикали, фланги настраиваются по различным типам возможностей. Правый фланг имеет естественное забегание правого защитника за правого вингера. Левый же защитник выступает в роли подстраховки для вингера (и ЦП), давая тем больше свободы действий. Очевидно, что нам необходимо рассмотреть влияние ролей, но это будет позже. Сейчас же я просто показываю, как распределение обязанностей улучшает баланс команды.

Image_5.png.2b55e1fc9d8a64f7552228387446cf2d.png

Далее автор говорит про центральную зону и вот тут я бы хотел вставить свои комментарии. Сначала оригинал:

В следующем примере мы отбалансировали центральную зону. У вас должна быть хотя бы одна обязанность обороны в центральной зоне. В данном примере все игроки полузащиты будут весьма близко друг к другу, но будут иметь смесь различных пасов, движений и расстановки. Обязанности могут быть изменены для создания различных зон силы – поддержка в опорной зоне с обороной в центральной зоне создаст путаницу для соперника в отношении того, кого из игроков опекать и как это будет влиять на ваше владение мячом.

Image_11.png.7ce340df2dc56315a8ab3a4a3165b289.png

Итак, на бумаге всё выглядит правильно, но я не согласен, что в полузащите обязательно должен быть игрок с обязанностью обороны. Всё зависит от контекста (всегда зависит от контекста), но например если вы играете на сбалансированном менталитете и хотите иметь подстраховку в центральной зоне, то очень может быть, что вам хватит и ЦП(п) с опцией "держать позицию". Всё зависит от:

  • командной ментальности - на высокой ментальности поддержка играет агрессивнее (более нацелены на атаку), а значит действительно стоит использовать обязанность оборону, чтобы игрок не поднимался вверх выше требуемого
  • вашей формации и вашей идеи - вы не должны использовать что-либо в своей тактике только потому, что так сказал гайд. У вас должна быть идея и понимание, что вы делаете и зачем
  • Тип прессинга (как интенсивность, так и линии обороны/активного прессинга), окружающие игроки, формация соперника и т.д. - тот самый контекст, одна из его сторон.

 

ВРАТАРИ

Вратари являются неотъемлемой частью вашей тактической установки. То, как они будут вводить мяч и их стиль подбора мяча (обязанность), в значительной степени связано с общим стилем вашей команды. Правильно настроенный вратарь может значительно улучшить показатели вашей команды, перевернув ход игры ключевым спасением или перехватом.

Сразу оговорюсь, что вы не обязаны кликать все или вообще любую из опций вратаря. Тогда он будет действовать по ситуации и не сказать, что как-то плохо. Данные опции нужны для кастомизации собственного стиля.

Итак, ваш вратарь имеет четыре вида ввода мяча

Image_12.png.7e7943c828ad5c2ef5847404e9932b51.png

и два типа интенсивности

Image_13.png.dbb2c4e755eeea49ce1fb00376acc00c.png

Тут всё просто и понятно - быстрый ввод мяча нужен для высокого темпа атак, замедлиться если вы хотите сбить темп, подождать, когда команда перестроится под ввод мяча или просто тяните время до финального свистка. С типами ввода чуть повеселее

Выкатывать мяч и короткий пас, очевидно, используются для начала атак из глубины, при выходе из обороны через пас.
Если вы будете указывать направление для ввода мяча, то следует помнить три аспекта

  • фланговые игроки имеют больше времени и места, но ограничены по направлению движения/развития атаки (пас)
  • созидательные защитники (как и любые центральные защитники, но логичнее начинать атаки через центр обороны с СЗ) имеют больший диапазон развития атаки (собственно вся ширина поля), но они более уязвимы для прессинга соперника
  • плеймейкер (реджиста, оттянутый и блуждающий плеймейкеры) ещё больше подвержены прессингу, да и в момент передачи паса Вр -> Плеймейкер может быть риск перехвата. С другой стороны такой вектор атак может быть наиболее перспективным

Image_15.png.d4963ef295749deb348b5aca36baa5d3.png

Использование средних пасов будет уместным для флангового развития атак. Сами же фланговые атаки это оптимальный вариант для выхода обороны через пас + быстрого командного темпа.

И наконец дальний ввод мяча имеет смысл, если у вас есть высокие и физические развитые игроки в передней части поля. Таргетмен или Фланговый Таргетмен - те роли, кто с готовностью станут целями таких передач. Также дальний ввод уместен, когда соперник пытается душить вас активным прессингом у ваших ворот.

 

ВРАТАРИ - ЧИСТИЛЬЩИКИ

Вратарь с данным типом обязанности будет играть выше. Это будет очень кстати, если вы играете с высокой линией обороны. ВЧ будет компенсировать пустое пространство между собой и линией обороны, встречая забросы соперника. Также ВЧ будет предлагать себя в качестве адресата для паса, если ваш защитник окажется под прессингом или не будет иметь возможности для передачи другому партнёру.

Здесь стоит сделать отступление. Классический вратарь также способен сыграть в пас с защитой и выбежать на заброс соперника. Ключевая разница в том, что вратарь играет ближе к своим воротам, когда ВЧ играет выше и именно эта стартовая позиция и делает разницу.
Также автор указывает, что ВЧ не так необходим при наличии либеро или ЦЗ в подстраховке, но я считаю, что главное это всё же высота линии обороны, а также стиль игры соперника, скорость его игроков атаки и насколько ваша команда позволяет сопернику организовывать забросы к вашим воротам.

Edited by Scipione
Link to comment
Share on other sites
  • Scipione locked, unlocked and locked this topic
  • Scipione unlocked this topic

Очень важное отступление вот по этой части гайда

3 часа назад, Scipione сказал:

Соответственно вертикальное распределение означает, что скорее всего не стоит использовать КЗ и КП на одном фланге в одной и той же роли. Короче говоря, всё сводится к правильно продуманному разнообразию, что создаёт вариативность поведения.

 

Для наглядности подготовил классический пример. Простенькая, но вполне себе рабочая схема 442

Image_19.png.7294d3921406175223a04d8a8def3508.png

Как видите, здесь у меня оба КЗ(п), а оба КП(а). Что в общем-то противоречит тому, что я тут напереводил.
Почему же я выбрал именно такие обязанности?

1) Команда в фазе 2 (переход в атаку)

У меня есть классическая 442, в которой я хочу атаку флангами и быстрый переход мяча. Никакого контроля ради контроля. Схема даёт мне именно то, что я хочу.

Спойлер

Image_17.png.3f2100729513c530ce1f5d025e6f6168.png

2) Эта же схема, этот же эпизод, но фаза 3

У меня не получилось провести контрвыпад, и атака перешла в позиционную. Линии сохранили свою структуру, КП играют выше, КЗ страхуют глубже и готовы принять пас, если не будет возможности для обострения.

Спойлер

Image_18.png.180452c02c38a8b62cfa96a2d7f02d09.png

 

А теперь рассмотрим абсолютно эту же тактику, но сделаем одно крохотное изменение на правом фланге (ну, два, если быть точнее)

Image_20.png.6462826fc3d9a73e6794d1d0db150cc1.png

Обе вариации имеют право на жизнь при определённых условиях. Но здесь к примеру мой ЦП(п) держит позицию, а значит, что мой КП будет примерно на одной горизонтали с ЦП (особенно, если у КП не будет стоять опции "играть выше"). При этом КЗ(а) будет убегать вперёд, оголяя свой фланг

Вот как на практике выглядит переход из обороны в атаку

Спойлер

Image_22.thumb.png.fec3f672f7f1f15d5c29f52e815844d7.png

Мне стало значительно сложнее выходить из обороны, т.к. правый фланг оказался выключенным

Спойлер

Image_23.thumb.png.6b5a5941802f946afe323243c2276bec.png

И теперь эти двое ходят вместе как дурачки

КП(п) не идёт в атаку, как мог бы (да, я мог добавить тыцку играть выше, но для показательного примера будем использовать максимальный эффект), да и обязанность (п) не будет его так гнать вперёд, как на первом примере, а КЗ(а) дышит ему в затылок, типа готов забегать же. 

Спойлер

Image_24.png.7f3b25b13df1fc4d7190dcbef185eaca.png

Таким образом, не надо относиться к советам в гайде, как к истине в последней инстанции. Не делайте что-либо только потому, что так было сказано в гайде.
Никогда не усложняйте тактику только ради того, чтобы она выглядела более "крутой".
Есть инструменты, которые уместны под вашу тактику, формацию, ситуацию, а есть те, которые не уместны. Ваша задача - понимать, что даёт тот или иной инструмент и пользоваться этим.

 

Остальную часть гайда переведу на днях

Edited by Scipione
Link to comment
Share on other sites
  • Scipione locked, unlocked and locked this topic
  • Scipione unlocked this topic

Центр обороны

У вас есть три защитные роли и три обязанности, одинаковые для каждой из них.

  • Центральный защитник
  • Чистый Защитник
  • Созидательный Защитник

Обязанности:

  • Оборона
  • Блокировка
  • Подстраховка

Роли во многом схожи.
Чистый защитник выносит мяч как можно дальше от ворот – он разряжает обстановку, но если подборы будут за соперником, то вы будете под постоянным давлением. Используется, когда не стоит задача выходить из обороны через пас.
Центральный защитник – условная середина между чистым защитником и созидательным. Если он выносит мяч, то не так безадресно, как чистый защитник. При выходе из обороны через пас ЦЗ стремится отдать пас ближнему, держа в уме, что конечной целью должна быть доставка мяча в полузащиту.
Ну и как несложно догадаться, Созидательный защитник будет искать возможности для обостряющей передачи вперёд для быстрого перехода в контратаку. Если игровой стиль подразумевает контроль мяча, то именно в роли созидательного защитника игрок чувствует себя наиболее комфортно для владения, поддержке комбинаций и выходе из под прессинга через пас. Однако, если ваш игрок недостаточно техничен и/или не обладает достаточными ментальными навыками, использование его как СЗ может привезти к большим неприятностям у собственных ворот.

 

Пары ЦЗ

Чистый-Чистый – просто играют прямыми передачами вперёд, их единственная забота – держать мяч подальше от своих ворот.
Центральный-Центральный – Совмещают более адресные выносы вперёд с короткой игрой через ближнего (в зависимости от командных инструкций, в т.ч. ментальности и опций перехода мяча контратаковать/держать построение).
Созидательный-Центральный – если вы хотите выходить из обороны через созидательного защитника, то его стоит использовать вместе с центральным, поскольку ЦЗ будет снабжать его короткими передачами
Созидательный-Созидательный – использование двух созидательных защитников несёт в себе риск увлечься опасными перепасовками, но если у вас есть подходящие игроки и это соответствует вашему игровому стилю, то используйте такую пару.

Обязанности обеспечивают разнообразие в защитном подходе и могут значительно изменить способ вашей защиты.

Оборона – классический подход, защита в линию в соответствии с командными инструкциями по опеке и прессингу. Защитники в этой обязанности играю по защитной линии (командная инструкция в разделе «без мяча») и стремятся отобрать мяч в подходящий для этого момент.
Блокировка – направлена на то, чтобы встретить противника выше и раньше, с целью отобрать мяч до того, как он успел набрать скорость/выйти на пространство. Но такой подход оголяет пространство за защитником в случае, если он будет отыгран соперником. Кроме того, ваш защитник не держит линию обороны, а значит в зону за его спиной становится проще пройти через пас:

Image_1.png.f62d23c74031981d6fe4f0732d835b95.png

Подстраховка – играет ниже защитной линии и как следует из названия, такой защитник становится последней линией обороны перед вратарём. Такой защитник даст сопернику больше пространства перед собой, но компенсирует это выгодной позицией, из которой его сложнее обойти.

Если говорить о комбинациях обязанностей, допускаются все варианты, кроме двух блокировщиков и двух подстраховщиков по очевидным причинам – потеря вашей защитной линии и несогласованность с крайними защитниками.

Пара Оборона-Оборона является универсальной и лучше всех держит линию, что особенно ценно если вы играете с офсайдной ловушкой
Пара Подстраховка-Блокировка хорошо подходит для акцента на индивидуальных действиях ваших игроков – агрессивный защитник встречает соперника выше, а подстраховщик компенсирует это своим умением выбрать позицию и хорошей скоростью. Такая пара будет иметь проблемы с созданием офсайдной ловушки.

 

Три Центральных Защитника

При игре в 3 центральных необходимо учитывать установки для ваших крайних защитников, в том числе их расположение (в линию с ЦЗ или выше). Если ваши КЗ имеют склонность играть выше, то т.н. «крайние центральные» (ЛЦЗ и КЦЗ) должны быть способны прикрыть освободившееся пространство.

Image_2.png.9cb841df17af0e303d195903730ea03b.png

Универсальное решение. Одинаково эффективно при всех линиях прессинга. Если вы играете выше, то они создают офсайдную ловушку и с согласованной интенсивностью отбирают мяч у соперника. Если вы играете ниже, то они держат строй. Минус такой расстановки – сложнее выйти из под прессинга без помощи вратаря/полузащиты, поскольку все три защитника расположены на одной горизонтали и могут отдать пас только ближнему.

 

Image_3.png.2d40e189b5b0916aef7e6b93809490f2.png

Более узкопрофильная расстановка. Используется для прикрытия флангов. Весьма уязвима против команд, атакующих через центр, особенно имеющих формацию с ЦАП, который сможет делать разрезающие передачи за спину вашим Блокировщикам. Также трио защитников создают треугольник, которому удобнее выйти из под прессинга через пас.

 

Image_5.png.f09a64491430e0656eb388204c13754b.png

Весьма специфичная расстановка с узкой областью применения. Основная идея – защита флангов, но это также вынуждает собственные фланги играть ниже для отсутствия разрыва (хотя ситуации бывают разные и в каких-то случаях такой вариант может быть то, что надо) Также используется вариант Об-Бл-Об, основная идея которой встреча соперника (того же ЦАП например) в опорной зоне, когда в вашей формации нет опорного полузащитника.

 

Либеро

Ещё один вариант в защитном трио – это либеро. Это креативный вариант ЦЗ, который уходит со своей позиции в полузащиту, где выступает в роли плеймейкера. Соответственно, когда либеро играет выше, сзади у вас остаются два защитника. Либеро хорошо использовать в случаях, когда ваш соперник не атакует большими силами, а значит использовать три человека сзади становится невыгодно.

№22 - Либеро, при подключении вперёд занял зону опорного полузащитника:

image-2-png.17357

Также стоит отметить, что либеро не всегда ладит с плеймейкерами, особенно с оттянутым плеймейкером, который играет слишком близко к либеро. Опять же, всё зависит от вашей тактики, соперника и задачи на поле, но возможный конфликт интересов нужно держать в голове.

 

Хавбек

Неожиданно в раздел защиты попадает Хавбек (Halfback). Впрочем, из оригинального названия видно, что эта роль опорного полузащитника – «ПолуЦЗ». Хавбек это инверсия чистильщика. Во время владения он располагается выше защиты, поддерживая игру в контроль мяча. После потери владения, хавбек опускается между двумя вашими ЦЗ, тем самым делая защитную линию шире. Соответственно, не следует использовать хавбека в случаях, когда вы уже играете в 3ЦЗ. Использование хавбека означает, что ваши КЗ могут играть более агрессивно, т.к. при отходе назад хавбек позволяет ЦЗ прикрывать зону КЗ.

На скриншоте №8 в роли хавбека:

Image_6.thumb.png.eaf148345d1b2ca5178af2d90d52fd9e.png

 

Link to comment
Share on other sites

Центр Полузащиты

Сразу отмечу, что был очень разочарован этим разделом. Автор по сути льёт воду, говоря очевидные вещи. Как мог постарался дополнить материал своими комментариями. С одной стороны да, перебирать все варианты комбинаций долго и менеджеры должны интуитивно делать это сами, но с другой стороны ценность такого гайда теряется.

Центр полузащиты – нервный центр вашей команды, правильный выбор в этой зоне приносит победы, плохой выбор приносит поражения. Здесь перед вами огромный выбор вариантов. Обычно перед центральной полузащитой стоят следующие задачи:

Защита зон (Defensive security)
Мобильность (dynamic running)
Контроль мяча/создание моментов (technical control/creativity)

 

Защита зон

Первым делом определитесь с типом обороны – прессинг или сохранение формы. Естественно, здесь гораздо больше ньюансов, но этот выбор определит, накрываете ли вы оппонентов с мячом, чтобы лишить их пространства или же ставите барьеры, через которые им очень сложно пройти. Никто не говорит, что у вас не может быть гибрида. Несмотря на то, что я лишь даю рекомендации, а не говорю, что вам делать, я настоятельно рекомендую вам всегда использовать полузащитника с оборонительной обязанностью в своей схеме. (как я писал ранее, я склонен говорить, что речь идёт не столько о полузащитнике в обороне как самоцели, а о том, что вам нужен игрок, который будет держать позицию в центре поля для поддержки, подбора мячей и чтобы соперник не мог убежать в атаку без препятствий).

Из всего списка ролей, способных сыграть в обороне только два не способны сыграть и в прессинге, и в опеке. Чистый опорный полузащитник (Anchorman) бесполезен в системах прессинга, а Полузащитник-Разрушитель не способен играть в удержание позиций (вот здесь бы я поспорил, т.к. ПР(з) по умолчанию имеет «держать позицию», а его прессинг установлен как «стандартный»).

Список остальных ролей для обороны/подстраховки:

ОП
Хавбек
Опл
ЦП

Важное примечание по Опл – как и любой роли-плеймейкера, у Опл прописано идти навстречу игроку, владеющему мячом. Т.е. любой плеймейкер предлагает себя в качестве адресата под пас. Это означает, что Опл может потерять позицию в тот момент, когда ваша команда владеет мячом. Особенно это чревато в 4231, где допустим вы владеете мячом на левом фланге, а ваш Опл играет правого ЦП. В опорной зоне такой риск меньше, но всё равно присутствует.

На скриншоте №8 Опл(з) покинул позицию, чтобы предложить свои созидательные услуги для партнёра с мячом:

Image_7.png.f823b6b707d8a60c11c58f7aa3487af9.png

 

Разумеется, ваш выбор ролей непосредственно связан с вашей формацией. К примеру, если вы играете в 4141, то ваши ЦП гораздо более раскрепощены при наличии опорника, в схеме с двумя ЦП, например 442 на ваших полузащитников возложено больше работы и они более скованы оборонительными функциями.

 

Мобильность

Поскольку речь идёт о центре поля, то мобильность вашей команды определяется стилем игры. Если вы играете в прямолинейный футбол, то ваш центр поля не так нагружен, как если вы выходите из обороны через короткий пас и вся ваша игра основана на владении. Также нужно учитывать, что различные роли имеют разный тип подключения вперёд.

Роли, чья мобильность основана на покрытии больших расстояний («выносливые»)

ОП(п)
ПР(п)
Бпл(п)
ЦП(п)
БТБ
Каррилеро
АП(п)

Роли, чья мобильность основана на агрессивных прорывах вперёд («спринтеры»), в том числе с нарушением построения (например Мецалла может оказаться на фланге, а ТН выше нападающего)

Сегундо Воланте
ЦП(а)
Меццала
АП(а)
ТН

 На всякий случай скажу очевидное – используя мобильные роли, убедитесь, что их смещение с изначальной позицией компенсируется должным прикрытием. Центр поля не должен быть пустым (1-2 человека всегда должны быть в этой зоне). Это может быть как и естественное прикрытие, например вы играете в 4231 и ваш сегундо воланте подключается вперёд, а чистый опорник страхует сзади, так и компенсация смещением, например уход полузащитника страхует ПКЗ или Либеро.

 

Контроль мяча/создание моментов

В зависимости от вашего стиля игры, вашим центром атак может быть другая зона. Прямая игра с двумя ЦП скорее всего подразумевает более активную игру на флангах, когда как ЦП будут использоваться для стартового разгона атак и подстраховки/подбора мячей. Игра во владение требует по меньшей мере одного креативного игрока в центре поля.

И даже в этом случае у вас большое разнообразие вариантов. Реджиста строит игру из глубины, Треквартиста строит игру в последней трети поля, есть и средние варианты. Автор гайда говорит об использовании двух плеймейкеров и в качестве примера приводит Опл+Впл и честно говоря, очень стрёмный совет для новичков.

Вот как будут вести себя Опл (№8) и Впл(№6) – они оба идут к партнёру с мячом. В результате они играют настолько тесно, что сами себя загоняют под прессинг. Такой инструмент возможно и имеет право на жизнь, но использовать его нужно максимально осторожно.

Image_8.png.ce02aef2b7ccad48c98c44cf94f3413e.png

Некоторые ЦП имеют ответственность за широкие участки поля, что может быть полезно для игры без фланговых полузащитников («ромб»), а также для перегрузки зон (Меццала) или подстраховки фланга (Каррилеро). Также в эту группу можно отнести Треквартисту, который дрейфует в поисках пространства.

 

Edited by Scipione
Link to comment
Share on other sites

ФЛАНГИ

Ваши фланговые игроки это

  • фланговые защитники (фуллбэки) и крайние защитники (вингбэки)
  • крайние полузащитники и атакующие крайние полузащитники

Два самых частых типа тактик - это либо 1 защитник + 1 полузащитник на фланге, либо только 1 защитник (чаще всего это формация с тремя ЦЗ)

 

Один Фланговый Игрок

Отказ от крайних полузащитников это способ укрепить центр обороны и/или центр поля (а ещё это экономия денег, т.к. избавляет от содержания двух весьма затратных позиций). Однако, отказ от фланговых полузащитников практически всегда означает отказ от игры в тотальный контроль мяча, значительно сокращает варианты вашего прессинга (но не делает его менее эффективным в оставшихся вариантах) и в целом меняет рисунок ваших атак. В обороне это означает, что на вашего КЗ будет двойная нагрузка - помимо подключений вперёд он будет играть в меньшинстве против двух фланговых игроков соперника.
Тем не менее, было бы ошибкой не использовать КЗ с системой в 3ЦЗ по всей высоте поля, даже несмотря на количественное преимущество игроков соперника на фланге (Примечание - КЗ(з) в наступательной/атакующей ментальности имеет персональную ментальность осторожный/сбалансированный и подключается вперёд, несмотря на обязанность обороны, хотя и играет ниже). Компенсировать подключения КЗ должны широкие ЦЗ и/или страховка одного из игроков центра поля. В качестве примера одна из возможных вариаций схемы 5212, где правый ЦП страхует сразу и плеймейкера и правого КЗ (должен ли левый КЗ страховать плеймейкера или же также работать до лицевой линии в атаке зависит от командных инструкций, соперника и т.д., но не использовать как минимум один фланг по всей высоте за редким исключением будет ошибкой, т.к. у нас уже есть 3 ЦЗ сзади)

Image_4.png.e3cc282cbc6f1712789aa1532276677a.png

 

При наличии опорника в схеме 5122 (или как её называют 3142), скорее всего оба КЗ будут раскрепощены подключаться вперёд (впрочем, всё как всегда зависит от ментальности, командных инструкций, соотношения вас и соперника, тактики соперника и т.д. и я не устану об этом повторять). Я не могу говорить за 100% случаев, но практически всегда есть смысл использовать опорника в поддержке (но без активного подключения вперёд), поскольку у нас всё те же 3ЦЗ, а два ЦП обычно играют выше по полю.

Image_5.png.ffce380d77e477fb72fa27cbb0378dbf.png

Также существует весьма популярная схема 523 (кажется, её звёздный статус установил Антонио Конте в Челси?), она же "5-4-1 КЗ ШИРОКО" языком игры. Её особенность в том, что она использует 3ЦЗ и крайних полузащитников одновременно. Соответственно, "страдают" центр поля и линия атаки. 

Это очень вариативная схема, хотя наверное самая сложная из представленных, пригодная как и для контратак, так и для игры с первым номером (хотя прессинг по-прежнему не будет столь эффективен как при 4141 или 4231, но это компенсируется более насыщенной линией обороны). Для более агрессивной игры можно использовать либеро, но тогда нужно смотреть на его связь с Опл (при его наличии), чтобы они не мешали друг другу строить игру из глубоких позиций. Учитывая текучесть схемы, необходимо следить за балансом в зонах и балансировать роли по необходимости.

Image_6.png.15516fcd9cb7c17166553820b47e7ff5.png
напоминаю, что это утрированный разброс ролей, а не инструкция по применению

Отдельно стоит отметить схему без фланговых полузащитников, но с 2 ЦЗ - "узкий ромб". Не самая однозначная схема для современного футбола. Два самых популярных типа КЗ здесь - либо оба агрессивные при использовании Хавбека, либо один из флангов работает не так агрессивно, поскольку на его фланге действует Меццала(а), насыщающий фланг. Но это лишь две из возможных интерпретаций, главное соблюдайте баланс между поддержкой атак и надёжностью обороны на ваших флангах, а в целом всё зависит от вашего видения игры.

Image_7.png.402ab1382d94e9f90c44a4a3c26cc3b8.png

 

Обычно, когда мы говорим о схеме 352 в ФМ, мы подразумеваем не саму 352, а именно 532, с защитниками, подключающимися вперёд. Однако, в ФМ есть и возможность использовать фланговых полузащитников по всей линии

Image_8.png.d212901547637da0069606dea52f7ba8.png

Лично я не видел, или видел очень редко и много лет назад, чтобы кто-то использовал такие схемы, но если вы чувствуете необходимость в этом, то 

  • Используйте эти роли - фланговый полузащитник, крайний полузащитник оборонительного плана. Использовать ли крайнего полузащитника? Он имеет перевес в сторону атаки, и его тяга к широкой игре может не лучшим способом сказаться на обороне. Это то, что пожалуй вам стоит проверить на практике. Точно не стоит использовать флангового плеймейкера и ПКП, поскольку они имеют тенденцию уходить с фланга, что в этих формациях не принесёт вам пользы
  • не используйте роль атаки для ФП и/или КП

 

Два Фланговых Игрока

Как бы не были хороши схемы с тремя ЦЗ, ничто не сравнится с вариативностью и мощью схем с двумя фланговыми игроками.
Пожалуй, одним из ключевых решений, которое вы должны принять в такой схеме, будет выбор - смещается ли полузащитник в центр, а КЗ забегает за него или же полузащитник действует агрессивнее, а КЗ его страхует. Вы можете использовать сразу двух игроков играющих по флангу без смещения, но скорее всего будет ошибкой смещать сразу двух игроков с одного фланга в центр. Выше в этом гайде мы уже разбирали использование незеркальных вариантов обязанностей для игроков (п/а а/п). Также помните, что ваш КЗ(а) будет делать естественное забегание за КП(п), поэтому необязательно использовать командную инструкцию "оверлаппинга" (ждать подключения по флангу), поскольку эта установка меняет персональную ментальность на +1 для КЗ и -1 для КП, а также вносит ситуативные коррективы в темп игры).

Использовать ли две одинаковые обязанности на одном фланге? Напомню, что любой гайд носит ознакомительный характер. А знакомит он с механикой игры. Если у вас есть конкретная идея и для этой идеи вам нужно использовать что-то, что противоречит гайду - выбирайте практику. В худшем случае вы сможете отказаться от этой идеи и стать более опытным игроком. Ну а для тех, кто не понимает разницы, наглядный пример

Фланги ведут себя примерно одинаково при вводе мяча от ворот:

Image_9.png.a19a3937d9ebe2271c0804f75a0df60d.png

 

Вот как это выглядит в атаке. Не надо же объяснять, где фланг в атаке, а где в поддержке?

Image_10.thumb.png.8383b74422c5f55fc2e59115921fb596.png

Этот пример ещё показателен тем, что КЗ и КП левого фланга оба форсировали быстрое развитие этой атаки. Правый фланг просто не успел за такой высокой ментальностью сразу двух игроков. В общем, вы не ограничены только тем, что якобы у вас на каждом фланге должен быть 1п и 1а, главное это соблюдать баланс, чтобы команда действовала как единое целое.

Лучший способ прочувствовать разницу - просто посмотреть на полном матче поведение ваших игроков в разных комбинациях обязанностей

Image_11.png.d18c262cf9b6f6f64d10eab0cb431912.png

Основная идея делать незеркальные фланги (и разнообразие в центре поля тоже) проста - вариативность, т.е. разнообразие действий в атаке:

Image_12.png.72a81b8d4edbbfbf7af4992c157c8e2e.png

 

 

 

Edited by Scipione
Link to comment
Share on other sites
  • 2 weeks later...

По поводу нападающих пока делать не буду. В самом гайде совсем поверхностно, типа использование быстрого/высокого или л9/тн и т.п.
Была мысль сделать видео примеры под различные вариации, но сейчас ни времени, ни особого желания так углубляться нет.

Всё упирается в то, что нападающие - это не автономные единицы, а зависимые от остальной команды наконечники.
Про это есть перевод статьи Клеона на старом форуме - What makes a goalscoarer? 

Поэтому все примеры сделать нереально, а обобщенные - это опять же нужно время структурировать по подгруппам, и всё равно получится шибко много примеров.
Поэтому пока как-то так.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...