FMFan.ru

ТАКТИКИ И ТРЕНИРОВКИ => Беседы о тактиках => Тактические гайды для начинающих и не только => Тема начата: Scipione от 09 января 2021, 18:26:19

Название: Контратакующий Футбол
Отправлено: Scipione от 09 января 2021, 18:26:19
"Итальянцы никогда никого не переигрывают, но им всегда очень легко проиграть"
Йохан Кройф

 
 
 
"Играть с оборонительным противником так же паршиво, как заниматься любовью с деревом"
Хорхе Вальдано
 


   https://www.youtube.com/watch?v=R_y4aQ8kSEY


 
С появлением "сиреневых ФМ" тема оборонительного (прагматичного) футбола перешла на новый уровень. Возможно, с опозданием, ведь бытует мнение, что оборонительный футбол ушёл вместе с эпохой футбола 90-х и нулевых годов. Даже The Special One признал, что после МЮ ему пришлось пересмотреть свои взгляды на игру. Я сам являюсь поклонником именно прагматичного футбола - Валенсия Купера, а затем и Бенитеса, Челси и Интер Моуриньо, целая плеяда итальянских клубов и тренеров как Сакки, Капелло и Липпи, и часто на форумах вижу обсуждения на тему того, как построить именно прагматичный футбол вторым номером. Тема эта не менее обширная и интересная, чем футбол атакующий, и также имеет разные подходы и трактовки. В этой статье я попробую отобразить общие тезисы прагматичного футбола в ФМ, которые относительно универсальны и применимы к различным схемам, командам, ситуациям.
 
Появление интернета ускорило и улучшило многие сферы нашей жизни, и как ни странно, тактическую составляющую футбола в том числе. Возможность удалённой подготовки к сопернику, аналитическое ПО, материалы и коммуникация онлайн позволила перенимать, или наоборот, адаптироваться и взламывать идеи, которые в аналоговую эпоху могли существовать куда дольше. Таким образом, если раньше поиск новых идей - это была задача найти гегемонию на года, то теперь новые идеи добавляются к тактической "колоде", и тренеры играют в подкидного, а иногда и в переводного дурака.
 
На картинке - общие идеи в знаменитом ромбе Анчелотти, благодаря которому он стал одним из самых титулованных тренеров мира, и ещё более знаменитые 433 Гвардиолы в Барселоне. Источник (https://www.esdfanalysis.com/manager-analysis/evolution-squad-formations-time/)
 
15363 (https://fmfan.ru/index.php?action=dlattach;attach=15363)
 
 
 
На реалиях ФМ это отразилось не в полной мере, хотя и создатели plug'n'play тактик отмечают, что в новых ФМ значительно сложнее создать "универсальную" тактику без адаптации под соперника, или хотя бы без корректировок по ходу матчей. "Процветающие" же тактики все как одна завязаны на максимально возможную интенсивность, эксплойты в виде аутов и огромном количестве фолов и карточек. Интенсивность здесь играет ключевую роль, поскольку современный футбол - это прежде всего футбол активного прессинга. В ФМ это понятие (усилиями таких тактикоделов) было возведено в абсолют и именно за счёт неимоверного (зачастую неадекватного по интенсивности) прессинга и получается прыгнуть выше головы. Я не говорю, что это плохо или неправильно, по крайней мере это не дискуссия для этой статьи, но отмечу, что лично мне играть так просто скучно, т.к. нет мотивации к поступательному росту и улучшению от сезона к сезону; не говоря уже про отсутствие эстетического удовольствия. Но в этой вводной нужно подчеркнуть следующее - игра в интенсивный прессинг относительно лояльна к тому, чтобы не менять тактику на протяжении матча и даже на протяжении сезона. Принцип простой - давить и додавить соперника, если не получилось - повторить со всеми последующими. Если вы обратите внимание на ИИ соперников, они стараются играть в реалистичный футбол (особенно если вы сами придерживаетесь того же) и следовательно теряют очки на уровне команд IRL. Поэтому если тактика экстремального давления не безнадёжна, то она чисто статистически будет приносить очков больше, чем тактики, основанные на реализме.
 
Оборонительные же тактики, как вы понимаете, лишены контрпрессинга по своей сути, а значит подобным похвастаться не могут. А это значит, что оборонительные тактики (как впрочем и реалистичные тактики контрпрессинга) нуждаются в корректировках и адаптациях. Незначительных, если система отлажена, но нуждаются. Здесь есть свои алгоритмы, но они не механические (по принципу камень-ножницы-бумага), а основанные на контексте матча, его наблюдении (в подавляющем большинстве случаев хватит просмотра и на развернутом обзоре)
 
 
 
МЕНТАЛЬНОСТЬ
 
Первый и один из самых тонких (где тонко, там и рвётся) аспектов в оборонительном футболе - правильный выбор ментальности. Ментальность в ФМ штука специфичная и неоднозначная (во всех смыслах), про неё было сказано уже многими и много, и здесь не буду повторяться в миллионый раз. Для ознакомления/освежить память - https://www.guidetofm.com/tactics/mentality/ (https://www.guidetofm.com/tactics/mentality/) , (отчасти) https://community.sigames.com/forums/topic/466116-the-mentality-masterplan-and-some-fm-basics-revisited/ (https://community.sigames.com/forums/topic/466116-the-mentality-masterplan-and-some-fm-basics-revisited/)  и что-нибудь из серии https://www.passion4fm.com/20-misconceptions-at-tactics-creation/ (https://www.passion4fm.com/20-misconceptions-at-tactics-creation/) 
 
Выбор менталитета - отчасти вкусовщина. И выбор менталитета неразрывно связан с настройками тактики, ролями, обязанностями, но зачастую может быть такая ситуация, что ВСЁ настроено грамотно, кроме ментальности. В чём подвох? Если вы играете против более слабого соперника, вашей основной ментальности может не хватать, или наоборот - она будет излишне агрессивна (в общем, те же проблемы, что и в игре первым номером). Аналогичные ситуации с более сильными соперниками - рисковые ментальности могут провоцировать потери мяча из-за авантюрности, в то время как излишне осторожные ментальности не дадут создать моменты по причине излишней перестраховки. Но фактором здесь является не только сила команды против силы соперника. Одна и та же формация будет вести себя иначе против различных формаций соперника, не говоря уже про командные инструкции соперника, которые можно видеть только опосредованно.
 
Одним словом - в зависимости от контекста, вашей тактики и изначально выбранного менталитета, как может возникнуть потребность менять ментатилет, так и такой необходимости может и не случиться.
 
 
 
СТИЛЬ ИГРЫ
 
"Преимущество ничего не значит, если у соперника появляются шансы"
Франц Беккенбауэр

 
"Перед каждым ударом по мячу должна быть мысль"
Деннис Бергкамп

 
Разумеется, нельзя говорить, что вы должны использовать именно эти тактические инструкции, но после нескольких сезонов в фм21, что я провёл играя за различные клубы, наиболее используемыми опциями у меня были эти:
 
15364
 
В 100-й раз говорю, что не надо играть в карго-культы и использовать то, что где-то подсмотрели. Нужно использовать то, что уместно конкретно здесь и сейчас. Но можно попробовать разобраться и по пунктам
 

СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА
 
"Мы скучно играем? Мне всё равно. Мы побеждаем!"
Жозе Моуринью

 
Есть одна очень распространённая ошибка касательно оборонительного футбола. Игроки хотят сделать на нём лишний акцент. 
 
Перед вами настройка линий, которых с ЛИХВОЙ хватит для акцента на оборонительном футболе в большинстве матчей
 
15374
 
По большому счёту даже вот такая линия активного прессинга допустима для игры вторым номером:
 
15375
 
Поскольку без учёта других факторов, выводы об этих настройках можно сделать лишь отчасти.
 
В целом, когда мы говорим о прагматичном футболе, линия активного прессинга будет ниже или стандарт, защитная линия будет стандарт.
 
Почему нет смысла делать защитную линию ниже? Да потому, что отсутствие ряда настроек (о них ниже) и без того позволит сопернику посадить вас в оборону. На скриншоте ниже обе линии выставлены на стандарт, что не мешает более слабому сопернику иметь территориальное преимущество
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2020_12/988966273_defensiveshape.png.6c80c53b8be3ef8c0b1deb01b1aa73fd.png)
 
 
 
А вот единственный смысл того, ЗАЧЕМ играть именно так (контекст - после довольно затяжного катания мяча на моей половине поля, Ахмат бросает аут)
 


   

Спойлер
      
         https://www.youtube.com/watch?v=P7lOdn0PTbc
   
   
       
   


 
 
 
Этот принцип (выманивание и использование пространства) работает против разных соперников и за команды разной силы
 


   

Спойлер
      
         https://www.youtube.com/watch?v=ejhgneeiTh8
   
   
       
   


 
 
 
Главное здесь, не переусердствовать с глубиной. Выманив соперника слишком глубоко, вы даёте ему возможность наносить дальние удары
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2021_01/1208746087_Image4.png.87843c8d2806346770f5d21d26d74287.png)
 
И лишнюю свободу в создании голевых моментов через проникающие пасы
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2021_01/1838554085_Image5.png.6e19f88136ee58193ee0ce1ded5779ee.png)
 
Здесь действует простой принцип - получив излишнюю свободу, соперник рано или поздно ей воспользуется. Не создаст момент сам - дрогнет одно из звеньев вашей обороны, это лишь вопрос времени.
 
Об инструментах, позволяющих это избежать, поговорим ниже, а теперь наконец о создании пространства.
 
Я не вижу смысла использовать здесь вообще что-либо
 
15376
 
Контрпрессинг убивает на корню саму идею, но regroup позволяет самому сопернику бежать вперёд на наших спинах, чем он скорее всего обязательно воспользуется. Отсутствие опций здесь означает, что команда будет следовать линии активного прессинга. Это работает так - защитная группа игроков займёт исходные позиции, в то время как группа атаки, также следуя на стартовые позиции, будет всё же препятствием для соперника.
 
В целом конкретно вашей тактике перегруппироваться может послужить хорошую службу, главное помнить, что бег туда-сюда будет пагубно влиять на кондиции игроков, действующих по всей длине поля.
 
Интенсивность прессинга
 
15377
 
Она взаимосвязана с вашей линией активного прессинга и контекстом ситуации. В целом она должна быть стандарт или +1, можно использовать более интенсивный прессинг для некоторых игроков группы атаки
 
В принципе это и есть один из наборов игры вторым номером
 
15378
 
Несколько кнопок, которые могут быть опциональны
 
15379 - проблема этой кнопки, что соперник может увести игрока с позиции. Разумнее её использовать не командно, а игрокам, и со знанием дела.
 
15380 - кнопка может быть лишней для команды, особенно на ментальностях выше осторожной. Разумнее использовать "жестче в отборе" для игроков группы атаки
 
15384 - эта кнопка безусловно может оказать службу против заведомо более сильного соперника или когда вы играете по схеме с 3ЦЗ, но не стоит слишком надеяться на голы со стандартов как на основной источник голов. Да, в сезоне обязательно будут случаться матчи, выигранные только за счёт голов после подач со штрафных и угловых, но их ещё нужно заработать.
 
Использовать ли вертикальные передачи? В сумме с "контратаковать" это может стать излишним форсированием ситуации. Каждый случай стоит рассматривать отдельно. Вертикальные передачи можно использовать для отдельных футболистов.
 
 
 
ОБОРОНА СВОИХ ВОРОТ
 
Ключевым моментом вашей тактики будет правильный баланс между тем, чтобы выманить соперника на вашу половину поля и вовремя его остановить.
В зависимости от того, как именно вы добиваетесь контратакующего футбола, методика может отличаться. Для меня таким инструментов является баланс командных инструкций + ролей.
 
К примеру, при использовании опорного полузащитника или 3ЦЗ я чувствую, что мои игроки могут позволить себе чуть более активный прессинг на нашей половине поля
 
15381
 


   https://www.youtube.com/watch?v=sWw4Lw9c_Kw


 
При игре в 442 или 4231, когда между линиями обороны и полузащиты нет подстраховки и линия защиты не столь насыщена, я считаю уместным избегать активного прессинга и больше играть на удержание.
 
Смысл здесь такой, что нужно не ждать ошибки соперника, а вынудить её совершить. Соответственно, излишний прессинг нарушит оборонительное построение, недостаточный позволит сопернику хозяйничать у нашей штрафной.
 
Это же относится и к линии активного прессинга. Иногда глубокая линия будет играть на руку сопернику и будет иметь смысл выставить ещё выше, отрегулировав прессинг, чтобы соперник имел возможность зайт на нашу половину поля настолько, насколько это необходимо нашей команде.
 
 
 
РОЛИ ИГРОКОВ
 
Разные формации подразумевают разные амплуа и роли игроков. К примеру, роль ЦАПа может быть ключевой для транзита мяча или же быть разрушителем в атаке. В тактической дискуссии я уже писал, как играя вторым номером я "выключал" плеймейкеров соперника и ЦАП здесь одна из основных головных болей для  плеймейкера соперников (безусловно, при этом наш ЦАП сам НЕ должен быть плеймейкером)
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2020_12/2033337900_ismael4231.png.68b12f1acbb9ec673697788daa1ac113.png)
 
 
 
Я считаю, что в схеме без укрепленной опорной зоны / без 3ЦЗ должен быть "волнорез", скорее всего это будет ЦП(з). Первая линия обороны и опора команды. Не настаиваю, но сам я его использую практически всегда.
 
Важно помнить о контексте ролей. Например, играя в 433 с наступательной ментальностью, я использовал ЧОП, потому что он хорошо держит свою зону без лишних телодвижений. Но когда я стал в качестве основной ментальности использовать сбалансированную, ЧОП стал слишком пассивным, и я перешёл на ОП(з), который активнее участвует в прессинге и более склонен поддерживать игру в центре поля.
 
ВФ-ЧФ-ПФ ? Один из основных вопросов - кого использовать в роли соло нападающего. Опять же, здесь есть место вкусовщины, потому что каждый видит по своему и настраивает, отталкиваясь от того, что чувствует. Поскольку я не умею играть с соло ЧФ, то я обычно беру ВФ.
 
ПФ(а) - это некий компромисс между ВФ и ОФ(а). Главное отличие ПФ от ВФ, что он более ориентирован на командную игру и связывает зоны. ВФ же хорош в том, чтобы убежать и решить, или же сместиться на фланг и вернуть мяч второму темпу атаки. 
 
В целом здесь нет каких-то сакральных знаний, и принцип подбора ролей мало чем отличается от создании тактики для игры первым номером - правильный баланс, конкретная идея в основе и её реализация.
 
У вас должна быть группа обороны, которая нейтрализуют возможные ответные выпады соперника. Сбалансированная группа атаки, охватывающая приемлемую ширину и имеющая взаимодействие между собой.
 
В целом я считаю, что команда должна иметь 4 игроков сзади для комфортных выпадов. Три из линии ЦЗ (для всей ширины поля) и 1 из центральной/опорной зоны. Больше - уже по конкретным ситуациям, но плотно сев назад, сложнее что-то сделать впереди.
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2021_01/2103403403_Image2.png.0a40a2528977573261e0441c80900394.png)
 
Важно помнить о том, что на наступательной ментальности какой-нибудь ФЗ(з) имеет личную ментальность "осторожный", что равно ФЗ(п) на осторожной командной ментальности. ФЗ(з) на осторожной же = сверхоборонительный. Учитываем и не забываем смотреть, насколько поведение при смене ментальностей устраивает/уместно.
 
15386
 
 
 
Ниже я скажу про игроков-бегунков, но здесь пару слов о том, как играть без них. Принцип простой - у вас не должно быть излишней компактности. При отборе мяча у вас должны быть опции отдать пас сразу на нападающего и/или отдать ему пас через 1-2 партнёра. Этого НЕ будет регулярно, но скажем так, это наш идеал. Соответственно тут нужно будет использовать правильный баланс между ментальностью и обязанностями поддержки-атаки
 
15385
 
ВСЁ РЕШАЮТ КАДРЫ
 
"Эх, нет подходящих игроков для игры в контроль мяча, буду играть от обороны!"
 
(https://media0.giphy.com/media/3oz8xLd9DJq2l2VFtu/giphy.gif)
 
Именно этот стереотип отбил желание у многих игроков пытаться настроить оборонительный футбол. Если у вас (реально) плохой состав (по сравнению с соперниками) - то вам светят поражения. Про альтернативы мы говорили выше, но оборонительный футбол не прощает такого отношения.
 
Я лично видел, как более классный защитник в моей команде привозил моменты там, где менее техничный, но более подходящий для постоянной обороны ворот, не давал слабину. Речь про такие атрибуты как опека, концентрация, самообладание, сила, интуиция - даже разница в 1 атрибут может сделать принципиальную разницу. 
 
Это кстати открывает очень интересный поиск игроков, когда ищешь не ЛУЧШИХ, а ПОДХОДЯЩИХ (невольно вспоминается Пандев как основной игрок Интера-2010, сделавшие требл). 
 
Я буду неискренен, если скажу, что впереди вам не нужны бегунки. Скажем так, наличие игрока в атаке с скоростью-ускорением 16+ облегчит вам жизнь (если конечно он умеет что-то кроме бега и не будет пороть, всё что появилось), но и без сверхскоростных игроков реально играть в контратаку. 
 
Для этого как раз нужно правильно выстроить роли. Об этом писалось выше.
 
 
 
ПЛАН "В"
 
Играя в футбол без мяча, вы обязательно столкнётесь с тем, что соперник делает то же самое. Планом В в таком случае может быть поднятие линии активного прессинга на +1, использование более интенсивного прессинга (без вреда для обороны) и отключение высокого темпа, если он форсирует переход в атаку, которая стремительно глохнет. В целом, в большинстве случаев до сегодняшнего дня мне хватало правок 2-4 инструкций для того, чтобы добавить в игре без отказа от первоначального стиля
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2021_01/ezgif-7-10f2484037ae.gif.29cb0b2d7441dc3df81c9957c04f7e84.gif)
 
 
 
Здесь кстати обратный пример - соперник сжался в ворота, дав нам пространство, а затем слишком активный прессинг со стороны защиты сам предложил создать момент:
 
(https://content.invisioncic.com/Msigames/monthly_2021_01/ezgif-7-508ad3dce72b.gif.f16ace443bd50d2de4301b23dc9a762d.gif)
 
 
 
Я постарался дать в этой статье общие понятия по стилям игры вторым номером, точнее - лишь по одному из возможных вариантов того, как играть используя свободное пространство, пропуская меньше гола за игру. Эта тема необычайно глубока и интересна - по сути я дал лишь беглый взгляд и на 99,99% уверен, что упустил и забыл сказать о чём-то из того, что хотелось упомянуть, настолько эта тема обширна и полна деталей. Так что не претендую на какую-то фундаментальность, это лишь очерки на тему.
Предлагаю всем желающим делиться сейчас и в будущем своими наблюдениями и опытом на эту тему. Если есть конкретные вопросы, то также их будет крайне уместно задать и обсудить здесь.
 
Благодарю за внимание!  
Название: Контратакующий Футбол
Отправлено: Scipione от 24 февраля 2021, 17:00:37
Пару мыслей про переход мяча. В целом про это можно написать и отдельную статью, но сейчас нет времени на сбор примеров.
На форуме SI , независимо от манеры игры, спецы советуют использовать эти кнопки не на регулярной основе, а при реальной необходимости
 
 
 
Основная идея в том, что контпрессинг и контратака очень оголяют изначальные позиции (о чём и подсказывают зелёные стрелочки)
 
17472
 
Немного попробовал поиграть в футбол вторым номером без акцентов на переходе мяча:
 
17473
 
Конкретно в этой теме, при отсутствии контратаки преимущество в том, что команда сохраняет построение и в случае потери мяча не так сильно оголяет пространство для встречного выпада. В принципе, понятные и логичные вещи, но как-то рефлекторно рука тянется нажать контратаку.
 


   

Спойлер
      
         https://www.youtube.com/watch?v=eG4dMyh_118
   
   
       
   


 
 
Название: Контратакующий Футбол
Отправлено: Blablablashow от 25 февраля 2021, 23:20:13
Про ширину обороны забыл?
Название: Контратакующий Футбол
Отправлено: Denniboy88 от 11 февраля 2023, 23:11:26
Большое спасибо за статью. Очень грамотно все расписано, познавательно. Побольше би таких статей. ?? 
Название: Re: Контратакующий Футбол
Отправлено: Scipione от 31 января 2024, 16:42:36
Прогнал холидэй-тест в ФМ24. То есть я даже не участвовал в ротации состава, только установил, чтобы всегда была моя тактика.
Условия были простые - осторожная ментальность, никакого контрпрессинга, прессинг на дефолте.

2024-01-31 16 37 34.png

Команда пропустила 21 мяч, ЖК - 44 (15-е место), КК - 2 штуки за сезон.
Уверенное 1-е место, вопреки разговорам что в ФМ можно победить только с помощью гегенпрессинга.

2024-01-31 16 37 26.png

В ЛЧ суммарно проиграли 4:6 Барселоне в 1/8, в Копе Италии была осечка в допвремя с Пармой. Но поскольку это холидэй тест, где ИИ может выбрать совершенно бредовый состав в отдельно взятом матче, прежде всего смотрю на дистанцию.


p.s. Почему текст по дефолту оранжевый?))