Одним из самых популярных стилей в ФМ безусловно является игра в контроль мяча. И как положено любому популярному явлению - вокруг него появляется много слухов и мифов. Разработчики не упрощают нам жизнь, ведь шаблонный стиль тики-таки в фм20 представляет собой максимально неэффективный ватокат, способный выбить на шару случайные победы за счёт разве что активного прессинга.
Тем не менее, играть в контроль мяча в игре можно:
Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=tD_b6OxO4i4
(https://cs627330.vk.me/v627330205/2eedf/ppyqksTR6Ss.jpg)
Миф 1 - надо играть уже. Вообще этот гайд не носит ультимативный характер. В игре работает всё или почти всё при верном балансе, но почему не рекомендую намеренно играть уже?
Да потому что вы и так будете играть уже за счёт самого стиля и пассивности соперника.
Кроме того, играя уже и в прессинг вы лишаете себя контроля мяча. Вы потеряли мяч, вступили в прессинг и вернули его себе. Ваша команда на маленьком участке поля в окружении соперника. А потом в комментариях пишут - мой соперник 3 раза пробил и 2 раза забил. Да потому что он 3 раза вас подловил на этом и создал себе 3 убойных шанса.
Основная же проблема в узкой игре - вы помогаете сопернику обороняться. К сожалению, в игре и так не лучшим образом реализована функция расстягивания защиты соперника, так вы ещё и намеренно позволяете ему осесть в штрафной. Поэтому намеренно сужать фронт действий не стоит, по крайней мере сразу и на постоянной основе.
Миф 2 - надо играть в короткий пас и/или низкий темп.Ещё две опции, которые убивают вашу тактику.
Смысл игры - забивать голы. Владение - инструмент забить самому и не дать забить сопернику. Однако, если вы будете медленно передвигать мяч, то не только уменьшаете свои шансы забить, но и позволяете сопернику отобрать у вас мяч.
Сделаю отступление и на всякий случай напомню, что ФМ - это не реальность. Это игра, которая пытается симулировать футбол. Игра по мотивам футбола. Но не сам футбол. Очевидно, что ИРЛ футболисты "программируются" более детально и имеют больше опций в своей голове. Наши же колобки весьма ограниченны в выборе, хоть разработчики и стараются наделять их всё большим и большим опционалом.
Важно понимать, что соперник будет создавать вам проблемы. А это значит, что у вас будут и пасы назад и розыгрыши мяча, если вы правильно выстроили игру. Не нужно пытаться достичь контроля намеренно. Тогда вы получите контроль ради контроля. вместо инструмента для победы вы получите самоцель. Что это означает? Ваш низкий темп позволит сопернику выстроить оборону или перегруппироваться для командного прессинга. Ваш короткий пас будет ограничивать вас в продвижении и вы можете попасть в ловушку.
На примере ниже показан пример против одной из самых неудобных тактик для игры в контроль - оборонительные 5122. Именно за счёт ширины (миф 1) и вариативного паса (миф 2) удаётся нарушать построение соперника. Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=p-91WdTnRSE
Итак, средний пас и средний темп позволяют нам играть вариативно и эффективно нарушать оборонительные редуты соперника.
1285812859
12860
Однако, возникает справедливый и логичный вопрос - а где проходит та грань, которая разделяет средний пас и средний темп для контроля мяча и для того же контрпрессинга?
Всё дело в командных инструкциях. Вот как выглядит типичная попытка новичка сыграть в контроль (я и сам этим грешил)
Спойлер
12862
Часто менеджер начинает усугублять ситуацию, пытаясь компенсировать медленное развитие атаки использованием доп опций, типа отдать пас в свободные зоны. Но нужно понимать, что в игре нет хороших-плохих опций. Мы говорим о контроле мяча, и всё будет упираться в этот контекст.
Можно играть в разные тактики, которые ФМ20 будет распозновать как владение под контролем, тики-така или вертикальная тики-така. Это возможно даже в схеме с 3ЦЗ, как бы вас не пытались убедить в обратном. Мой пример будет основан на схеме 4141, поскольку для меня это самая понятная схема. Очень надеюсь, что вы не будете слепо повторять мой пример, а набьёте пробами и ошибками собственный стиль, поскольку в этом весь кайф.
Смысл в том, что в ФМ есть дублирующие опции. В каком-то смысле это дублирование косвенное, но оно есть. Вернее даже так - это дублирование лишь условное, но оно имеет место быть.
Короче говоря У нас стоит средний пас и средний темп, но сразу 3 опции "гасят" интенсивность стандартных настроек (интенсивность - наступательная)
12864
Совсем не значит, что нужно играть именно так. Надеюсь, это очевидно. Мысль в том, что не нужно использовать функции, которые дублируют друг друга. К примеру выход из обороны через пас уже подразумевает короткий пас. Что и как использовать - дело ваше и в каждом конкретном случае решается индивидуально. Главное тут - не вставлять лишнее в собственную тактику, на чём большинство и ошибается.
Гвардиола говорил, что ему нужно 2 человека в обороне (возможно он уже изменил свою позицию, не следил). Но мы люди простые, на данном этапе я склонен оставлять сзади трёх человек. Если бы я играл в скажем 5212, то этими 3-мя людьми были 3ЦЗ, а если бы 4231 - ЛЗ + 2 ЦЗ. В 4141 таким игроком стане ЦОП с ролью хавбека. Практика показывает, что чаще он играет выше, но в большинстве случаев этого хватает.
12863 12865
Ещё одной популярной ошибкой я считаю использование КЗ(а) на высоких ментальностях. Играя во владение, фланги вам нужны в первую очередь как транзит и подстраховка. В атакующей обязанности КЗ/ФЗ будут тянуть одеяло на себя, что омрачнит ваши будни. При этом многие игроки свято верят в необходимость большого числа обязанности поддержка. Всё, что нужно - это правильный баланс и взаимодействие.
Возможно в вашей конкретной тактике будет работать и вариант КЗ(а), мой гайд не носит ультимативный характер, но для себя я подчеркнул - в наступательной ментальности КЗ(п) хватает с лихвой. Для большего акцента можно использовать забегание, если роль/обязанность АКП позволяет это использовать.
К примеру долгое время я пытался присобачить ПКП на правом фланге и понимал, что здесь что-то не работает. В итоге я отказался от плеймейкера в центре поля. Дальнейшая калибровка показала, что ВПл (п) (тогда ещё не было забегания КЗ) не подходит в силу того, что Впл (п) теряется и в без того насыщенном центре поля. В (а) он же был слишком агрессивен. Баланс был найден с использованием забегания КЗ(п).
Вывод - при должном терпении и наблюдательности вы можете откалибровать любую роль Возвращаясь к примеру с 5122, и к ним в штрафную можно и нужно залезть
Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=1ZIgFIuzOYA
Вообще, при выборе ролей важно учитывать их мобильность - как вертикальную, так и горизонтальную.
Главное помните про баланс и поговорку - "Заставь дурака богу молиться - он себе лоб расшибёт"
Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=bxWkwZ9za9k
Например, меццала моя любимая роль для игры во владение за счёт его смещений в т.н. зону полуопеки, где он либо нарушает построения соперника, либо получает свободу действий. Но это не значит, что их надо пихать в каждую тактику, и тем более в количестве 2 шт.
Следующая распространённая ошибка - путаница с этими кнопками :
12866
В идеале их нужно вкл/выкл в течение матча. Но я лично этого не делаю, ибо времени жалко. При правильном балансе играть своей тактикой как на пианино по большей части пропадает. Очевидно, что если мы играем в контроль, то кнопка "контратаковать" будет нам мешать. Особенно это противоречиво смотрится, если вы играете в низкий темп и низкий пас, но блин, в контратаку Не, ну может это и сработает, потому что движок не идеален, но мы сейчас обсуждаем стабильную тактику с претензией на реализм и эстетику, а не рандомную шару с эксплойтами. Но и держать построение я бы предостерёг использовать. Вообще это самая неоднозначная кнопка в игре на сегодняшний момент. Колобки и так недостаточно мобильны и не очень хорошо открываются. В теории, эпизодически её можно использовать, если хотите засушить игру, но я лично не пользовался.
Перегруппироваться - хорошая кнопка, но поскольку мы играем в контроль мяча, а значит наша команда вполне может играть с позиции силы, то контрпрессинг поможет. Однако, давайте я сделаю поправку. Сейчас я говорю про вот такую раскладку:
12867
Для меня это в принципе МАКСИМАЛЬНАЯ раскладка для прессинга. Всё, что выше/больше считаю неэффективным и что гораздо важнее - неоправданно рискованным. Кроме того, я совершенно не одобряю красную интенсивность тактик. Сумбур, беготня, травмы.
Кроме того, такой высокий прессинг (как на скриншоте) я использую конкретно в этой формации и конкретно с этими ролями. Ваша задача найти нужную раскладку конкретно под вашу тактику. Сложно говорить про критерии, лучше всего внимательно понаблюдать за действиями команды. На словах всё просто - команда не должна вступать в отбор слишком рано (оголять пространство за спиной) и не падать слишком глубоко (давать простор сопернику перед собой).
Поэтому, если вам принципиально играть с максимальным поессингом и самыми высокими линиями, немаловероятно, что от кнопки "контрпрессинг" лучше избавиться. Иначе вы станете мечтой для команды, играющей в быстрые контрвыпады.
Кроме того, не забывайте, что вот к примеру эти две схемы несмотря на то, что кажутся практически одинаковыми, имеют разную компактность, расстояние между линиями и т.д. так что с линиями главное не переусердствовать, но и не слишком осторожничать
12868 12869
Ну и ещё одним важным аспектом для понимания является то, что у вас всегда, ВСЕГДА, ВСЕГДА должен быть вариант для паса. Иначе это не владение, а онанизм.
Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=lLL9urTJ89I
Здесь как раз и нужны нестандартные роли типа меццалы, плеймейкеров, инсайдов и мобильных форвардов.
Для правильной раскидки ролей-обязанностей помните, что оборона - страхует и открыт под пас сзади, поддержка - предлагает себя под пас, атака - предлагает себя под обострение/удар. Не забывайте, что ментальность увеличивает агрессивность и к примеру ФЗ(п) на осторожном будет примерно равен, а возможно даже агрессивнее ФЗ(з) на наступательном.
И ещё один аспект, о котором часто забывают - игроки с поддержкой охотнее возвращаются в оборону, нежели игроки с атакой.
Говоря о том, что у вас должны быть варианта для паса, я имею ввиду и пасы поперёк поля, при условии, что они открывают перспективу для дальнейшего обострения:
Спойлер
https://www.youtube.com/watch?v=ut7QrL183og
Отдельным маркером служит количеств дальних ударов. Мы не берём разовые матчи против той же схемы 5122, где дальние удары будут в силу обстоятельств, но если в каждом вашем матче количество дальних ударов 6-7 и выше или же больше половины - есть повод изучить и пересмотреть аспекты. Особенно если хромает реализация и теряются очки, несмотря на то, что % владения зашкаливает.
Сама тактика, служившая в качестве примера, выглядит так:
12870
И вопрос, который появляется у многих, играющих в контроль мяча, в том числе и у меня. "Нужно ли гнуть свою линию в каждом матче?"
Я не вижу смысла биться головой об стену и если я играю против более сильного соперника или же не могу вскрыть оборону или же просто не прёт, то использую план В. Для этой тактики план В меняется в несколько кликов. Смысл в том, чтобы отказаться от 5-7% владения ради большей интенсивности. Причём тут нет речи, что план А это типа игра ради эстетики, а план В гарантированно даст результат. Речь о том, чтобы подобрать ключик к замочку. Бывают планы С и D, когда замечаешь уязвимости или перебираешь варианты в голове. Где-то нужно линии пониже сделать, где-то полузащиту более атакующей и т.д. Самое главное - имея теорию в голове, не дать ей зашорить себя. И понимать, что ты делаешь и как оно всё работает вместе.
12871
ФМ20 безусловно не самый приятный выпуск для игры в контроль мяча (но он также и не лучший вариант для игры в оборонительную контратаку например ), но создать красивую и что важнее эффективную тактику с акцентом на комбинации реально, было бы желание.
P.S. Очень редко захожу на сайт в последнее время (где-то второй раз за ~полгода), поэтому не обижайтесь, если не отвечаю не игнор, так получается
Всегда очень приятно читать твои тексты, продолжай). Было бы интересно узнать, пытался ли ты реализовать в фм 20 тактику с 3 цз? Наподобие тактики тедеско в спартаке этого сезона ирл